Революция к 17-му году

30 Июня 2014
Banki.ru

30 июня Росбанк объявил о новой бизнес-стратегии на три года, в которой будет смещать акцент с розничных клиентов на корпоративных, а также на рост трансакционных доходов. Такой подход мотивирован неблагоприятными условиями на рынке розничного кредитования. Эксперты находят планы Росбанка слишком оптимистичными.

Росбанк представил новую стратегию развития на 2014 - 2017 годы. Она является частью представленной в мае 2014 года стратегии группы Societe Generale, контролирующей 99,4% акций Росбанка. Представители группы заявили, что считают бизнес в России одним из основных драйверов роста, так как банковские услуги у нас все еще не очень хорошо развиты. По ожиданиям руководителей группы, доходность российского бизнеса будет расти на 7% ежегодно, выручка составит 5% от общего показателя Societe Generale в 2016 году, при этом рост рентабельности капитала всех российских активов в 2016 году ожидается на уровне 14%. В 2013 году этот показатель составил 10%.

Сам же Росбанк в ближайшие три года в рознице собирается сфокусироваться на повышении эффективности кредитования и развитии ежедневных банковских услуг, став трансакционным банком с низкозатратной сервисной моделью. В рамках этой задачи Росбанк планирует внедрить привлекательное предложение по трансакционному обслуживанию, увеличив объем трансакций. Что касается объема пользователей банковских услуг, банк намеревается повысить число ежегодно привлекаемых клиентов до 870 тыс., увеличив в целом число активных клиентов до более 2,7 млн. Продажу кредитов на одного менеджера руководители банка хотят увеличить до 1,9 в день. Также банк будет развивать низкозатратные форматы отделений и дистанционные каналы продаж, стараясь довести число клиентских трансакций через такие каналы до 80%.

"Именно этот канал, очевидно, призван увеличить поток клиентов и число клиентов и их трансакций в расчете на одного менеджера", - считает директор по банковским рейтингам рейтингового агентства "Эксперт РА" Станислав Волков.

Еще один из пунктов стратегии в сегменте розницы - развитие кросс-продаж клиентам дочерних Русфинанс Банка и DeltaCredit. "Часть продуктов, которые банк будет предлагать, те же кредитные карты, потенциально являются высокорискованными, и просрочка в этих сегментах неизбежно будет расти. Но если акцент будет сделан на кросс-продажи по имеющимся клиентским базам, то это позволит осуществлять более глубокий анализ кредиторов и потенциально поддерживать высокое качество кредитного портфеля", - комментирует главный аналитик UFS IC Илья Балакирев.

"Для усиления интеграции подразделений Societe Generale в России Росбанк станет ключевым трансакционным банком группы по обслуживанию текущих счетов, включая овердрафты, погашение кредитов, проведение платежей и переводов, обмен валюты, а Русфинанс Банк и DeltaCredit выступят центрами залогового кредитования", - говорят представители Росбанка. Внедряться данные изменения будут в сентябре 2014 года. По словам Станислава Волкова, решение о концентрации Росбанка на трансакционном бизнесе в "рознице" должно убрать ненужную конкуренцию на кредитном рынке внутри группы, поэтому ипотечное и автокредитное направления концентрируются в специализированных банках.

В корпоративном направлении Росбанк нацелен на более активную работу с компаниями крупного и среднего бизнеса, с увеличением клиентской базы этих сегментов на 30% к 2017 году, прирастив число активных корпоратов на восемь сотен. Банк будет стремиться увеличить текущую прибыль бизнеса в сегменте Top Corporate, куда входит 400 крупнейших российских компаний, и комплексно обслуживать целевых клиентов. Помимо этого, кредитная организация собирается развивать торговое финансирование в регионах, с увеличением объема данного бизнеса до 100 млрд рублей.

"Реализация новой стратегии позволит нам упрочить позиции универсального банка федерального масштаба, сделать кредитование более эффективным, нарастить клиентскую базу, а также улучшить финансовые результаты", - отметил председатель правления Росбанка Дмитрий Олюнин.

По данным на 14 апреля 2014 года, Росбанк обслуживает более 65 тыс. юрлиц и свыше 3 млн физических лиц, включая активных и неактивных клиентов. Среди крупных компаний-клиентов - ВО "Алмазювелирэкспорт", "Газпром", ГМК "Норильский никель", ОАО "Силовые машины", СК "Согласие" и др. На текущий момент 61% нетто-активов приходится на кредитный портфель, около половины которого - кредиты юридическим лицам. Просроченная задолженность в общем объеме выданных ссуд составляет менее 9%. Согласно данным отчетности по РСБУ, в 2013 году Росбанк получил чистую прибыль в размере 6,4 млрд рублей. По итогам 2012 года аналогичный показатель составил 13,4 млрд.

В последние годы стратегия Росбанка была направлена на развитие во всех областях как корпоративного, так и розничного бизнеса. Однако сейчас банк выбрал защитную стратегию, которая направлена на удержание бизнеса в довольно нестабильное время, говорит начальник аналитического направления БКФ Максим Осадчий. "Банк будет фокусироваться на трансакционном бизнесе, а не на экспансии розничного направления. Это вполне последовательная стратегия, которая подтверждается цифрами из прошлого. Если за период с июня 2011 года по июнь 2012-го рост розничного сегмента у банка составил 37,2%, с июня-2012 по июнь-2013 - 17,5%, то в следующем году он снизился до 14,5%, свидетельствует отчетность по РСБУ. Налицо резкое и даже стремительное замедление роста розничного кредитного портфеля, которое происходит быстрее рынка", - отмечает Осадчий.

Сейчас все крупные банки фокусируются на повышении доходов с трансакций, поскольку эти операции не несут в себе существенных рисков. И чем выше их доля, тем стабильнее бизнес банка, отмечает генеральный директор финансовой компании GKFX Дмитрий Раннев. "В целом мы положительно оцениваем новую стратегию, но считаем, что 30-процентный рост в сегменте корпоративного кредитования - это слишком оптимистичные планы, поскольку конкуренция в этом сегменте становится все жестче, на рынке много других сильных игроков", - говорит эксперт.

"Выполнение планов Росбанка потребует четкой реализации стратегии без внесения изменений на ходу, а также больших финансовых затрат. К тому же нужна замотивированная команда на каждом этапе реализации стратегии", - заключил начальник управления кредитных рисков банка "БКС Премьер" Ярослав Полещук.


Возврат к списку